Контроль работы сотрудников, работающих удалённо
Одна из важнейших задач руководителя – это контроль подчинённых, и при дистанционной работе его значение лишь возрастает.
Контроль не должен производиться только по факту выполненной работы, поскольку в ситуации неверно истолкованной сотрудником задачи и отсутствия оперативной реакции руководителя впустую может быть потрачено слишком много ресурсов.

При этом функция контроля не должна превратиться в микроменеджмент, который может свести на нет всю мотивацию сотрудников выполнять свою работу добросовестно.

Мы предлагаем пять принципов контроля работы сотрудников, работающих удалённо:
1. Ориентация на результат и поддержку
Подсознательно мы склонны воспринимать контроль как что-то лишающее нас комфорта, нежели как поддержку. Руководителю важно помнить, что конечная цель контроля состоит не в том, чтобы просто собрать информацию и выявить проблемы, а в том, чтобы были решены задачи, стоящие перед компанией, командой и конкретным сотрудником. Поэтому контроль, в первую очередь, необходимо позиционировать как средство поддержки сотрудника в достижении принятых им целей.
2. Регулярность и своевременность
Нерегулярность контроля расслабляет и провоцирует на прокрастинацию, в особенности если руководителя нет рядом. Каждый сотрудник должен понимать, что его действия или бездействие будут замечены и оценены, даже если руководитель территориально находится далеко.
При достижении долгосрочных целей будет разумно:
1. составить вместе с сотрудником план действий, включающий шаги и этапы работы;
2. созвониться в конце каждого этапа и провести проверку выполненных работ по контрольному списку, обсудить дальнейшие действия;
3. использовать трекер задач (Jira, Trello, Slack).
3. Соблюдение баланса между доверием и контролем
Для формирования сбалансированного подхода руководителю необходимо понимать, что если сотрудник обладает достаточным опытом в решении поставленной задачи и ранее выполнял всё в срок и правильно, то баланс стоит сместить в сторону доверия, и не перегружать работника лишними отчётами.
Если же задача новая и сложная или руководитель сомневается в компетентности своего сотрудника, то уместно усилить контроль и тем самым помочь сотруднику достичь поставленных целей.
4. Поддержка самостоятельности и ответственности сотрудника
Сотрудник, работающий удалённо, изначально работает в ситуации, предполагающей бόльшую самостоятельность. Как бы мы не старались его контролировать и постоянно держать руку на пульсе, такому сотруднику в любом случае придётся довольно часто принимать решения самостоятельно и выполнять задачи без опоры на руководителя. В связи с этим важно поддерживать и поощрять его самостоятельность и ответственность. Когда сотрудник обращается к вам за помощью в решении какого-то вопроса, можно спросить: «Ты уже думал над вариантами решения?»; «Как бы ты сделал?»
5. Ключевое значение предварительного и текущего контроля
Распространённой управленческой ошибкой является проведение исключительно итогового контроля. При дистанционном взаимодействии это становится особенно опасным, ведь если сотрудник неправильно понял задачу и начал делать не то, что требовалось, это может выясниться слишком поздно, когда время и другие ресурсы уже потрачены.
Поэтому при работе с сотрудниками, работающими дистанционно, особую важность приобретают предварительный и текущий контроль. Предварительный контроль фактически осуществляется при постановке сотруднику задач и сразу же после неё.
Учёт этих принципов позволяет руководителю эффективнее осуществлять контроль и при этом поддерживать доверительные отношения.
Итоговый контроль предполагает обсуждение результатов выполненных задач и получение сотрудником обратной связи с возможным планированием следующих этапов работы.
Предварительный контроль
Текущий контроль
Итоговый контроль
Отметим, что в условиях работы команды с применением гибких методологий, в частности Agile, команда работает спринтами, что позволяет постоянно быть на связи (можно проводить ежедневный стендап-созвон), а также координировать действия сотрудников и контролировать их результаты.
В такой ситуации отдельному сотруднику гораздо сложнее выпасть из процесса и, как следствие, не выполнить возложенные на него задачи.